span.fullpost {display:none;} span.fullpost {display:inline;}

понедельник, 16 января 2012 г.

Экзамен

21 января состоится экзамен по нашему курсу. Начало в 9:00. У нас две аудитории: 520-524 группы пишут в П-5, остальные - в П-6. Экзамен письменный. Длительность 120 минут. Каждому студенту будет предложен билет, состоящий из 10 заданий. Задания покрывают весь курс лекций и семинаров. Каждое задание оценивается от 0 до 5 баллов. Список возможных типов заданий на экзамене можно скачать на странице курса. Ответы пишите прямо на билете. На экзамене можно пользоваться любой печатной продукцией и рукописными текстами (крайне рекомендуется взять конспекты лекций и пособия по нашему курсу). Пользоваться электронными средствами связи и всем прочим барахлом запрещается.

19 января в П-14 в 10:00 состоится консультация к экзамену. Вы сможете задать интересующие вас вопросы непосредственно лекторам курса.

Программа экзаменационного дня следующая:
9:00 - 11:00 - Вы пишете экзамен.
11:00 - 13:00 - мы проверяем Ваши работы.
13:00 - 14:00 - показ работ и выставление оценок в зачетки.

Если кто-либо согласен с имеющейся уже сейчас оценкой, подходите, пожалуйста, на проставление оценок в зачетки с 9 до 10 утра.

12 комментариев:

  1. Есть вопрос по типовым заданиям. Методы Флойда, А2: "В блок-схеме программы выделена подсхема, в которую входит ровно одна дуга..."

    От нас требуется написать полностью корректную "относительно некоторых условий" схему, гарантирующую достижимость В из А.
    В точках А и В в общем случае разные оценочные функции. Поэтому непонятно, зачем эти функции вообще даны в условии - ведь они на достижимость В из А не влияют.
    Непонятно, почему нельзя просто в ответе написать схему "skip" - чем это будет не отвечать заданным условиям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не учли условие наличия полной корректности с указанными оценочными функциями. Это означает, что, например, если оценочная функция в B тождественна 1, а в А - нулю, то B недостижима из А при наличии полной корректности. Это ответ на вопрос, как достижимость связана с оценочными функциями. Думаю, теперь очевидно, почему skip не подходит в том случае, если оценочные функции B и А не являются тождественными.

      Удалить
  2. Еще вопросы по типовым заданиям:
    Флойд, А7-А9
    Почему а и д не подходят? Ведь по большому счету, условием может являться любое логическое выражение. Для любого наперед заданного логического выражения можно подобрать блок-схему, индуктивные утверждения, точки сечения, имена переменных так, чтобы данное выражение являлось, например, условием верификации.
    И еще: Я правильно понимаю, что условие корректности - это условие верификации для пути, который заканчивается в HALT?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. про А7-А9: я днем уточнил формулировку задания. Обратите, пожалуйста, внимание, сейчас она звучит так: "Что из перечисленного может быть ----тем-то---- ? (все указанные переменные целочисленные, эквивалентные преобразования формул не производились, за исключением, быть может, опускания несущественных скобок)" Поэтому любое выражение теперь не подходит, а выражение должно иметь вид как в лекциях Алексея Хорошилова (с квантором всеобщности, с формулами пути, импликацией и всем прочим).

      Про условия корректности: нет, это совсем другое; условия корректности бывают двух видов: условия, что все частичные функции в программе вызываются с допустимыми аргументами, и условия, что каждый раз в точке сечения результат оценочной функции принадлежит фундированному множеству.

      Удалить
    2. Спасибо. Я рассматривал старый вариант задания. Было бы здорово на сайте курса указать, что в примерах что-то изменилось.
      Про условие корректности тоже все ясно, спасибо.

      Еще вопрос по типовым заданиям:
      В RSL, A6 предлагается представить в виде аксиомы некоторую фразу естественного языка, правильно отразив её смысл. Каков критерий этой "правильности", если формальная семантика предложений естественного языка очевидно не может быть определена?

      Удалить
    3. Критерий "правильности" - адекватность формальной записи обычному ("житейскому", среднестатистическому) пониманию фраз русского языка.

      Удалить
    4. И последний вопрос: есть некоторое противоречие между http://mfsp-cmc.blogspot.com/2012/01/blog-post_355.html , где дана программа курса, и списком тем типовых заданий (RSL и RAISE, Флойд и аналит. верификация, инструмент PVS). Или "типы заданий на экзамене" - это не исчерпывающий список? Иными словами, будет ли на экзамене Danfy, Frama-C, Spec# и прочее, что есть в списке тем лекций, но чего нет в списке типовых заданий?

      Удалить
    5. На экзамене будет материал не более чем в том объеме, который был прочитан на лекциях и показан на семинарах у студентов всех групп, поэтому Spec#, Dafny и Frama-C, раз они были только на лекциях, могут появиться лишь в теоретических вопросах. А большая часть остального материала - и в виде практических заданий.

      Удалить
  3. Еще вопрос по типовым заданиям. Методы Флойда, A3: Почему единственная точка сечения должна обязательно стоять перед входом во внутренний цикл? По-моему, она должна просто стоять на любой дуге, которая является общей для этих циклов. Это напрямую следует из того факта, что каждый цикл содежит точку сечения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В ответе на пример для А3 не утверждалось, что это единственное место, где должна стоять точка сечения. Надо показать, что одной точки сечения всегда достаточно - это там и схематически показано.

      Удалить
  4. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как трактовать цикл while true do skip end; в Флойде а1 -- он бесконечный, зачем он?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Он нужен для того, чтобы выполнялось определение частичной корректности: если уж программа завершилась, то постусловие должно быть в любом случае выполнено. Так что приходится "зацикливаться", если постусловие никак не может быть выполнено при данных, удовлетворяющих предусловию.

      Удалить